Роман Сторожев: енергетична безпека повинна базуватися на національному видобутку

Екс-керівник Державної служби геології і надр України, а нині незалежний експерт Роман Сторожев прокоментував для інформаційного проекту “Нетрадиційний газ в Україні” перспективи нових і існуючих проектів з видобутку нетрадиційного газу в Україні, оцінив можливості для диверсифікації газопостачань, а також змалював свій погляд щодо пріоритетних кроків держави в нафтогазовій промисловості.

Фото nadraukrayny.com.ua

Фото nadraukrayny.com.ua

Як Ви оцінюєте шанси на успіх аукціонів Держгеонадр щодо перспективних участків видобування вуглеводнів, в т.ч. нетрадиційних?

Для Украины сейчас как никогда актуален вопрос наращивания собственной базы энергетических ресурсов. И согласно обновленной редакции Энергетической стратегии Украины, опубликованной в начале 2014 года, утвержденной Распоряжением КМУ № 1071 от 24 июля 2013 г., основным заданием на 2014 и последующие годы является наращивание собственных объемов добычи. Сейчас мы видим большой интерес со стороны инвесторов к украинским месторождениям как традиционного, так и нетрадиционного газа. Доказательством этого является приход в Украину в 2013 году таких мировых корпораций как Shell, Chevron, Eni, EDF.

Какой бы низкой не была стоимость импортируемого природного газа – собственная добыча – это основа национальной энергетической безопасности. Украинский нефтегазодобывающий сектор должен развиваться и для этого необходимо способствовать налаживанию государственно-частного партнёрства в сфере недропользования. Государственной службой геологии и недр представлен перечень участков нефтегазоносных недр, которые планируют выставить на аукционы на протяжянии последующих 2 лет: 2014 и 2015 гг. В перечне представлены достаточно интересные и перспективные площади, поэтому скорее всего они вызовут интерес добывающих компаний как инвесторов. Возможно некоторыми представленными площадями заинтересуются добывающие компании, которые уже разрабатывают газоносные месторождения в Украине, с целью расширить эксплуатируемую сырьевую базу.

Стимулировать добычу природного газа в Украине можно дополнительными капиталовложениями. Механизм работы государственных геологических предприятий в этом сегменте следующий: госкомпании за бюджетные средства проводят региональные поисковые работы, в результате чего получают прирост ресурсов углеводородов. Далее изученная площадь – месторождение – выставляется на аукцион и недропользователи могут получить специальное разрешение на разведку и промышленную эксплуатацию месторождения. Чем более изученная площадь – тем лучше ситуация для инвестора при планировании инвестиционной программы, технических условий проекта. Геолого-разведовательные работы на месторождениях углеводородов слишком дорогостоящие для государства, поэтому уже на этом этапе необходимо привлекать частного инвестора. В тоже время государство получает средства для проведения новых геологических работ для прироста ресурсов тех же углеводородов. Это если говорить о геологических условиях стимулирования добычи.

Напомню, последние несколько лет после принятия в 2011 г. Порядка выдачи специальных разрешений на пользование недрами ежегодно Госгеонедрам удается проводить 3 – 4 аукциона по выдаче спецразрешений, среди лотов которых были представлены и нефтегазоносные площади. Стабильность правил работы в сфере недропользования дает сейчас возможность добывающим компаниям заблаговременно планировать инвестиционные программы по приобретению той или иной лицензии, рассчитывать свои финансовые возможности для разработки месторождений. В тоже время продажа спецразрешений на пользование недрами является одной из доходных статей государственного бюджета: например, в прошлом 2013 году сбор в государственный бюджет за выдачу специальных разрешений на пользование недрами и продажу таких разрешений составил 304 549 764,60 гривень, что на 17% больше по сравнению с плановым объемом. Реализация специальных разрешений на открытых аукционах дает возможность с одной стороны получить дополнительные доходы в государственный дюбжет, повышать инвестиционную привлекательность украинских месторождений и наращивать объемы собственной ресурсной базы углеводородов, крайне необходимые украинской экономике.

Чи має перспективи для України видобуток вуглеводнів на шельфі Чорного Моря, з огляду на ситуацію з Російською окупацією Крима? Які ділянки можуть набути особливої ваги, що треба зробити для розблокування роботи в цьому напрямку?

Вопрос реализации инвестиционных проектов на шельфе Черного моря сегодня политический и касается международных политических отношений Украины и РФ. Поэтому без урегулирования политических вопросов нет возможности решить экономические в контексте углеводородных месторождений. Со стороны инвесторов, например Exxon, уже прозвучали заявления о приостановке реализации проектов по добыче.

Надайте оцінку балансу газу для України на початок наступного року (скільки і з яких країн буде імпортуватись, чи буде імпорт газу приватними компаніями і щодо якого обсягу, скільки становитиме власний видобуток).

Баланс природного газа по Украине за 12 мес. 2013 год содержал такие показатели: добыча – 21,4 млрд. м3, импорт – 27,97 млрд. м3, из которых на долю «Газпрома» приходилось 12,9 млрд. м3, RWE Supply & Trading GmbH – 1,300 млрд. м3, Ostchem – 12,92 млрд. м3, другие – 2,13 млрд. м3, отбор из ПХГ – 12,66 млрд. м3.

Согласно Решению СНБОУ от 28.04.2014 г. «О состоянии обеспечения энергетической безопасности в связи с ситуацией по поставкам природного газа в Украину» принято решение доручить КМУУ до 20 июня 2014 утвердить прогнозный баланс поступления и распределения природного газа в Украине на 2014 год.

В связи с политической ситуацией, которая очень сильно повлияла на украинский энергетический сектор, и после возникновения «крымского вопроса», спада экономической активности на востоке, отображенный объем потребления, как и объем собственной добычи будут ниже ранее планируемых: в одном из представленных зимой 2014 г. вариантов прогнозного баланса поступления и распределения природного газа в Украине на 2014 год предусматривал увеличение внутреннего потребления газа — на 10%, с 62 млрд кубометров в прошлом 2013 году до 68,36 млрд кубометров в нынешнем;  внутрення добыча прогнозировалась на уровне 23,27 млрд. кубометров по сравнению с добытыми 21,4 млрд. м3 в 2013 г.

Таким образом, события в Украине 1 полугодия приведут к изменению основных показателей: внутренняя добыча составит порядка 18 – 19 млрд. м3, отбор из ПХГ – около 12 – 13 млрд. м3, импорт порядка 25 – 27 млрд. м3. Имопрт природного газа в реверсном направлении с 1 мая т. г. восстановила Венгрия, также могут осуществляться поставки через територию Польши и до конца года объем поставок по этим направлениям может составить максимум 5-6 млрд куб м газа в год. Также существует Словацкий маршрут и он имеет более широкие технические возможности — до 15 млрд куб м в год. Но там есть вопрос взаимоотношений с оператором словацкой газотранспортной системы. И благодаря поддержке Европейской комиссии и европейского сообщества Украине удалось достичь определенного прогресса в этом вопросе и подписать Меморандум об использовании газопровода Вояны-Ужгород для обеспечения поставки реверсного газа. Согласно документу Украина может получать по этому направлению порядка 10 млрд кубометров в год. В каком соотношении изменится распределение долей между поставщиками газа в Украину и какой объем мы будем импортировать из России будет зависеть от результатов трехсторонних переговоров Украина – ЕС – Россия.

Думаю Украина будет стараться использовать достигнутые соглашения о поставках природного газа по реверсному маршруту и рационально распределять доли импорта между разными поставщиками: в этом году при соблюдении равных для всех участников рынка условий импортировать газ могу также независимые трейдеры. Но 10 апреля ВРУ своим решением постановила введение НДС с операций по импорту газа, осуществляемых всеми компаниями, кроме НАК “Нафтогаз Украины”, а согласно европейским принципам либерализации энергетического рынка все участники должны иметь равные условия работы.

Таким образом, в балансе скорее всего будут отображены намерения Украины диверсифицировать поставки с целью избежать рисков манипуляции с поставками или ценой. Так, в балансе поступления и распределения природного газа в Украине на 2014 год доля импорта от европейских компаний будет выше показателя предыдущего года. Соответственно может сокращаться объем поставок природного газа со стороны Газпрома. Но здесь нельзя делать однозначный прогноз, так как объем ежегодного импорта из РФ может быть тесно связан с вопросом цены при проведении переговоров НАКа и Газпрома. Все же решение Украины у кого и сколько покупать газа должно быть свободным и основанным на экономической целесообразности.

Які пріоритетні кроки має зробити держава в нафтогазовому напрямку?

Я убежден, что принципы Стратегии энергетической безопасности Украины должны базироваться на приоритеной роли национальной газодобычи. Украина потребляет ежегодно порядка 55 – 60 млрд. м3, из которых лишь 1/3 или 21,4 млрд. м3 по итогам 2013 г. составляет внутренняя газодобыча. Есть большой потенциал для наращивания объемов добычи и мировые добывающие компании проявляют интерес к украинским месторождениям природного газа, в том числе и нетрадиционным.

Поэтому, во-первых, необходимо способствовать развитию партнерских отношений между недропользователями и государством. В частности это касается вопросов усовершенствования законодательства Украины в сфере распоряжения геологической информацией и соответствия его реалиям, обусловленным особенностями осуществления геологического изучения и разработки недр с использованием современных технологий. Украина заинтересована в получении европейского и мирового опыта регулирования  государственно-частного партнёрства, консультаций по механизмам формирования стратегических основ отрасли. В частности, в таких проектах как добыча нетрадиционных углеводородов, опыта реализации которых Украина до сих пор не имела.

Во-вторых, в Украине достаточно большое колличество старых месторождений, где все же можно поднять уровень добычи с помощью современных технологий. Сегодня большинство компаний, которые ведут добычу на  низкодебетных месторождениях, используют различного вида дожимные компрессорные установки для повышения извлекаемых объемов природного газа. Большое количество подобных месторождений находятся в распоряжении государственных компаний, но они не имеют средств на покупку нового дополнительного оборудования. Нужно привлекать инвесторов и в такие проекты и способствовать реализации проектов по интенсификации добычи на уже разрабатываемых месторождениях. Это также один из возможных вариантов небольшого увеличения национальной газодобычи.

И в-третьих, реализовать принцип прозрачности и рыночности тарифов. То есть необходимо провести либерализацию внутреннего рынка и привести цены для всех категорий потребителей к экономически обоснованному уровню, позволив сектору самостоятельно регулировать цену путем рыночной конкуренции. При таких услових увеличится сегмент потребителей и добывающие компании будут очень заинтересованы в работе на одном из самых крупных рынков природного газа в ЕС с европейскими ценами.

Як має реформуватись нафтогазовий сектор в цілому?

В Европе разработаны мероприятия по обеспечению безопасности поставок природного газа. Так как Украина является импортоориентированной страной в вопросах обеспечения энергетическими ресурсами, то такие мероприятия должны работать и у нас. Однако долгое время рынок был монополизирован государственной компанией, нагружен проблемой перекрестного субсидирования и ориентирован на успех в договоренностях с основным поставщиком. Но такая модель работы рынка не является дальновидной и сегодня мы видим результаты этого. Старт реформе дало принятие Закона Украины «Об основах функционирования прынка природного газа в Украине», но в полной мере не все необходимые мероприятия по либерализации газового рынка были реализованы. В Украине практически готово базовое законодательство о рынке газа, однако сам рынок остается сегментированным как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей.

Реформа нефтегазового сектора должна быть направлена на определение общей, прозрачной и недискриминационной политики по безопасности снабжения энергетическими ресурсами, совместимую с требованиями конкурентного рынка и потребностями всех без исключения потребителей. Нужно также определить и обеспечить возможность беспрепятственной реализации прав и обязанностей участников газового рынка для осуществления необходимой хозяйственной деятельности по поставкам природного газа. В тоже время государство должно обеспечить необходимый уровень защиты социально уязвимых категорий потребителей, но за счет социальных программ государственного бюджета, а не отрасли. В 2014 году в Украине началась «тарифная» реформа, которая будет проходить поэтапно до 2017 г. Требование повышения до экономически обоснованного уровня цен на газ для населения и теплокоммунэнерго – не только предпосылка получения средств МВФ, но и обязательное предложений всех международных партнеров Украины, начиная со Всемирного банка и заканчивая консалтинговыми компаниями. По оценкам отчета Энергетического Сообщества о внедрении его принципов в 2013 году, низкий уровень тарифов негативно влияет на финансовую жизнеспособность «Нафтогаза» и других государственных компаний. В частности, дефицит компании составил 1,5% ВВП в 2011 году и до 2% в 2012 году.

Які зміни потрібні в країні в царині поводження з геологічною інформацією?

Одним из условий развития геологической отрасли, ее привлекательности для инвестора является доступность геологической информации, что стимулирует увеличение исследовательских работ и в конечном итоге может привлечь инвестора разрабатывать перспективные на залежи углеводородов месторождения. Для обсуждения вопросов по совершенствованию законодательства Украины в сфере распоряжения геологической информацией в Украине работает рабочая группа по подготовке изменений в Положение о порядке распоряжения геологической информацией, которая состоит из представителей Госгеонедр Украины, Американской Торговой Палаты в Украине, известных компаний – инвесторов, в частности: Шелл, Шеврон, ЭксонМобил, Венко и Энни. Недропользователи  проводят анализ соответствия действующего законодательства Украины о порядке распоряжения геологической информацией нынешним реалиям, обусловленным особенностями осуществления геологического изучения и разработки недр с использованием современных технологий. Думаю, применение международного опыта и создание в перспективе устойчивой геоинформационной системы европейского типа, построение цифровых научно-технических геологических карт и создание упрощенного, цифровой он-лайн доступа к вторичной геологической информации позволит усовершенствовать процедуру доступа к геологической информации и улучшить сотрудничество с потенциальными инвесторами в геологической отрасли Украины. Это один из способов упрощения, так называемой, бюрократии в недропользовании.